10 баллов – это много или мало?
Как часто мы слышим, что мама, ругая сына за
низкую оценку, приводит в пример нерадивого ученика: «У Петьки «3» по
математике, и ты «3» получил. О чем ты думаешь? Хочешь быть на него похожим?!» А
доводы сына о том, что его «3» ближе к «4», а Петькина к «2», увы, не находят
понимания. И ведь на самом деле учитель, желая поощрить или наказать ученика,
ставит в дневник и тетрадь 4+,3- и т.п. Знакомая ситуация, согласитесь? Но
оценок с плюсами и минусами нет. В журнал их поставить нельзя. Как же быть,
можно ли найти выход из положения?
В МОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов его уже нашли. С 2003
года в школе ведется экспериментальная деятельность по внедрению десятибалльной
шкалы оценивания знаний школьника. Если в начале в эксперимент были вовлечены
только классы компенсирующего обучения, то за два с половиной года он охватил
все классы. По каждому предмету разработаны свои критерии оценивания. Если наша
традиционная пятибалльная система давно превратилась в трехбалльную со значками
плюс и минус, то десятибалльная намного точнее и достовернее. В ней нет
отрицательных отметок (т.к. оценивается лишь прирост знаний, а не их
отсутствие), поэтому понятие «второгодник» просто не имеет права на
существование. То есть отметка является не кнутом и не пряником, а просто
показателем интеллектуального роста, реального уровня обученности учащегося. А
как это важно, каждому ребенку знать, на какой именно ступеньке он находится и к
чему может стремиться (всегда приятно перескочить с 4 на 5, с 7 на 8,…).
Начинать что-то новое всегда сложно. Большинство людей консервативно по своим
убеждениям. И мы поначалу столкнулись с непониманием со стороны родителей,
учащихся и даже учителей. Немало времени прошло, пока отвечали на вопросы со
всех сторон: «А 5 баллов- это «4» или «5», а 7 баллов – это «4» или «5»,… И
дети, и родители пытались уместить 10 баллов в трех отметках: «3», «4», «5».
Учителям тоже было трудно привыкнуть к новым критериям оценки и научиться
подсчитывать результаты
Главная задача школы – воспитание личности во всех ее проявлениях. И пусть
личность имеет высокие результаты обученности по одним предметам (8, 9 и
10),хорошие по другим (5,6,7), средние по третьим (4,3) и низкие по четвертым
(1,2), ей это нисколько не будет мешать в жизни, а просто эта личность будет
чувствовать себя более комфортно, независимо и свободно в обществе.
Левкина Л.И., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 с УИОП
|